Карельские камнеобработчики озвучили риски развития отрасли
27 сентября 2025 г.
Горнопромышленная отрасль Карелии и сфера камнеобработки в последние годы столкнулись с серьезными вызовами. На фоне массового прихода игроков из дружественных стран на российском рынке появились демпинговые предложения продукции, с которыми отечественным производителям сложно конкурировать. Об этом на круглом столе «Точки роста горнопромышленного комплекса России» в рамках «Карелфорума-2025» рассказали представители отрасли.
Ключевая отрасль Карелии
Согласно данным республиканских властей, горнопромышленный комплекс сегодня является ведущей отраслью экономики региона и занимает 35% в структуре промышленности республики. По итогам 2024 г. объем инвестиций в этот сектор составил порядка 16 млрд руб. Карелия стала первым регионом в России, заключившим совместно с Москвой межрегиональный офсетный контракт, который подразумевает создание в республике производств по выпуску щебня и его поставку для нужд столицы. В этом году с существенным опережением графика в рамках реализации офсетного контракта компанией-инвестором «Биоэн» был запущен завод по производству щебня на Ситозерском месторождении, начата разработка месторождения мрамора в Пряжинском районе, реализован проект по перезапуску производства на Шокшинском месторождении. В смежной добывающей отрасли – сфере камнеобработки также реализуются проекты по модернизации действующих производств и строительству новых заводов. Сейчас в регионе отрасль насчитывает более 300 предприятий.
Однако санкции и уход с рынка иностранных производителей техники и оборудования оказали существенное влияние на развитие отрасли. С одной стороны, вместе с уходом иностранных производителей в республике начало развиваться производство камнеобрабатывающих станков. В частности, станки под местным брендом «КонСтан» можно встретить на профильных предприятиях России и Республики Беларусь. Среди других местных производителей – ООО «ПГМК» (создает насосы грунтовые и запчасти к ним для горнодобывающих предприятий), ООО «Сферус» (расширяет в Петрозаводске производство запасных частей для дробильно-сортировочного оборудования).
Преференции для российского оборудования
С другой стороны, после ухода европейских поставщиков на рынок массово пришли компании из дружественных стран. И зачастую они предлагают демпинговые цены на поставляемое оборудование. Как рассказала директор ООО «Карелид» Анна Позднякова, сегодня на рынке есть предложение станков производства «дружественной страны» стоимостью 900 000 руб., в то время как местный производитель аналогичного оборудования тратит только на покупку металла для его производства 800 000 – 900 000 руб., плюс закупает двигатели, редукторы, кабели, электрику, производит механическую обработку, а с учетом заработной платы и налогов итоговая стоимость существенно опережает цену конкурентов.
По словам замминистра промышленности и торговли РФ Михаила Иванова, с ценовой конкуренцией, в том числе связанной с выпуском средств производства, сегодня столкнулись многие отрасли. «Мы действительно сталкиваемся с тем, что на рынке высокая ценовая конкуренция, поскольку объемы выпуска схожей продукции у нас и в дружеских странах несопоставимо различаются. Когда у производителей есть возможность выпускать те же станки десятками тысяч штук, то соответствующие общезаводские расходы ложатся совсем другим объемом на отпускную цену. И эта продукция действительно на отечественном рынке, даже с учетом транспортного плеча, логистических затрат, продается дешевле», – отметил он.
При этом у российских производителей есть возможность выиграть в этой конкурентной борьбе, подчеркнул чиновник. Российское правительство уже реализовало механизм налоговых льгот, который позволяет в два раза быстрее вернуть инвестиции на приобретение нового российского оборудования. Для оборудования из других стран такая налоговая льгота не действует. Кроме того, с прошлого года в РФ запущен механизм, связанный с компенсацией скидки потребителям отечественной продукции через субсидию производителям. Сегодня размер такой скидки на готовую продукцию составляет до 20%, на комплектующие до 35% и на средства производства и автоматизации в виде промышленных роботов до 50%, рассказал Иванов.
«Для того, чтобы этим механизмом воспользоваться, надо попасть в реестр российской продукции. Для этого в промышленной политике введена система, которая вводит понятие российской промышленной продукции, то есть система подтверждения того, что продукция, которая выпускается тем или иным предприятием, является российской», – отметил он.
Напомним, постановление Правительства РФ №719 от 17 июля 2015 г. устанавливает критерии, которым должна соответствовать промышленная продукция, чтобы считаться произведенной в России. Документ определяет условия для получения преференций при государственных закупках, устанавливает критерии доступа к мерам государственной поддержки и субсидиям и формирует требования для включения в реестр Минпромторга.
Неравная конкуренция
Однако с массовым демпингом сталкиваются и производители конечной продукции. При этом она может быть менее качественной, но потребители в первую очередь обращают внимание на цену, говорит Позднякова. По ее словам, в период 2020-2021 гг., когда границы были закрыты из-за пандемии коронавируса, отрасль в Республике Карелия получила новый стимул для развития за счет новых заказчиков из Урала и Сибири. Однако когда антикоронавирусные ограничения были сняты, на рынок вернулись иностранные игроки. В результате сегодня региональные компании испытывают серьезное ценовое давление, поскольку зарубежная продукция зачастую дешевле, отметила Позднякова.
Она предложила ввести увеличенные госпошлины для товаров производителей из других стран, чтобы обеспечить честную конкуренцию с российскими компаниями. Однако, как отметил Иванов, в практике нет примеров, когда пошлины были подняты выше уровня связывания (это предельный уровень ставок импортных таможенных пошлин, зафиксированный в международных договорах).
Тем не менее, как пояснил замминистра, у Минэкономразвития РФ есть утвержденный механизм антидемпинговых расследований. Однако инициаторами таких расследований должны выступить не органы власти, а представители отрасли, добавил он. «Это непростой и долгий механизм. Но уже есть пример из нефтегазового машиностроения, когда после обращения соответствующей ассоциации было проведено антидемпинговое расследование. Оно заняло полтора года, но результат был получен, ценовой баланс восстанавливается», – подчеркнул Иванов.
Статус «отхода недропользования»
Еще одной проблемой, с которой столкнулся горнопромышленный комплекс Карелии, стали изменения в законе «О недрах». С 1 января 2023 г. в России вступили в силу нововведения, согласно которым продукты геологоразведки, добычи и первичной переработки полезных ископаемых становятся «отходами недропользования». В Карелии этот закон коснулся так называемых «околов» – фрагментов скальной породы (габбро-диабаза и гранита), образующихся при добыче полезного камня. Как правило, они составляют до 90% от добытого камня. Как пояснила Позднякова, «околы» начали приравнивать к «отходам недропользования», хотя они сохраняют все свойства полезного ископаемого и могут быть использованы в строительстве, при создании малых архитектурных форм и в ритуальной сфере. Для компаний это создает юридический парадокс.
«Признание камня “отходами” автоматически влечет за собой утрату права собственности пользователя недр на существенную часть добытого им полезного ископаемого. В результате реализацию, отгрузку и использование полезного ископаемого – уже добытого – теперь надлежит осуществлять заново, что абсурдно. Компания должна заново оформлять всю документацию, будто она только собирается его добывать», – пояснила Позднякова. Таким образом, предприятию необходимо заново пройти все бюрократические процедуры как при добыче камня: изменить границы участка, оформить новый горный отвод, получать новые лицензии и не только. Более того, поскольку добытый камень признается отходом, для его хранения необходимо создавать отдельные полигоны для размещения.
Представители горнодобывающей промышленности сходятся во мнении, что последствия этого закона критичны для отрасли. Поэтому они подготовили предложение, которое исключает добытый природный камень нестандартных форм из определения «отходы недропользования». Позднякова также озвучила предложение компаний по созданию специальной рабочей группы на базе комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. Заместитель председателя комитета Георгий Арапов поддержал предложение по созданию новой группы.
Он отметил, что принятые изменения в закон «О недрах» действительно создают сложности для компаний, поскольку не учитывают региональные и отраслевые особенности. Однако, по его словам, в данном случае необходимо принимать точечные решения. «Нельзя одной простыней накрывать нашу страну, она разная и ресурсы в ней разные. Но законодатель будет стремиться к унификации. Поэтому необходимо находить точечные решения, связанные с внутренними регламентами. Я предлагаю в дальнейшем в рамках рабочей группы, которую мы создадим, поискать дополнительные шаги для решения этой проблемы», – отметил он.
Источник: Ведомости